В сентябре президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем Послании отметил, что Правительству нужно делать акцент на развитии промышленности страны и реальной диверсификации экономики. «Для развития качественно новой отечественной индустрии необходима модернизированная правовая база: вопросы регулирования и поддержки отрасли отражены в различных законодательных актах. Однако нет общей цели, нет взаимодействия между политикой и мерами», – подчеркнул Президент. Кроме того, он поручил увеличить объемы производства в обрабатывающей промышленности как минимум в 1,5 раза за 5 лет.
Позже заместитель Премьер-министра РК Роман Скляр отметил, что разрабатывать обрабатывающий сектор в рамках индустриализации – правильный вариант. По его словам, даже в такой сложной ситуации с пандемией в мире и Казахстане за 7 месяцев 2020 года отрасль показала рост в 3,8%. Особенно выросли такие отрасли, как фармацевтика – на 23,2%, машиностроение – на 13,9%, легкая промышленность – на 7,3%.
По словам Р. Скляра, для того чтобы увеличить объемы производства, будут приняты меры по развитию индустриального потенциала обрабатывающей промышленности на внутреннем рынке с поэтапным наращиванием конкурентных преимуществ и экспортных возможностей на внешних рынках. До конца года будет разработан механизм взаимовыгодного сотрудничества отечественных предприятий по производству металлов и их переработчиков для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Главное, как отмечают в Правительстве, для придания системности в проводимой работе с сохранением институциональных основ начата работа по законопроекту «О промышленной политике». В настоящее время проект закона разработан и проходит обсуждение с бизнес-сообществом, отраслевыми ассоциациями и промышленными предприятиями. В законопроекте учтены меры по расширению инструментов мер поддержки, по осуществлению гарантированного закупа со стороны государственного, квазигосударственного секторов и недропользователей.
Что в приоритете?
По информации из проекта закона о промышленной политике в 2020–2025 годах планируется переформатировать работу по привлечению инвестиций. В концепции закона отмечается, что Казахстану следует отойти от приоритезации секторов в пользу конкретных товаров для увеличения производства потенциальных товаров. «В этих целях планируется актуализировать Единую карту приоритетных товаров и услуг, руководствуясь которой национальный оператор по привлечению инвестиций и зарубежные представительства будут точечно привлекать таргетируемых инвесторов», – говорится в документе.
Кроме того, в проекте отмечают, что, несмотря на положительную динамику, промышленность, в том числе обрабатывающая, все еще нуждается в значительных объемах инвестиций на создание новых производств и обновление основных производственных фондов. В частности, нужно повысить уровень материально-технической базы предприятий посредством внедрения технологий и капитального оборудования. «Износ основных средств является одним из сдерживающих факторов развития обрабатывающей промышленности. Эти факторы могут приводить к спаду производств, увеличению затрат и себестоимости, авариям на производствах», – детализируется в проекте.
Далее планируется повысить производительность труда в секторах обрабатывающей промышленности. В частности, требуется укрепление кадрового потенциала промышленности и поддержка профильного образования, в данном направлении необходимо актуализировать государственные образовательные стандарты в целях соответствия производственным требованиям, а также определение текущей потребности в специалистах для формирования образовательного заказа с учетом потребности промышленных предприятий.
В законопроекте также рассмотрены перспективы развития промышленности за счет внедрения технологий Индустрии 4.0, базирующихся на использовании техники и оборудования нового поколения.
«Для повышения скорости диффузии технологий 4.0 будет определен единый координатор политики цифровизации промышленности и сформировано единое понимание. В частности, планируется и дальше развивать центр Индустрия 4.0, который будет направлен на создание необходимой экосистемы для поддержки отечественных промышленных предприятий в цифровой модернизации производства и стимулирования активного внедрения технологий. Будет проводиться комплексный анализ промышленности для выявления перспективных направлений развития цифровых технологий», – поясняют авторы концепции.
Также авторы обещают, что в рамках нового закона будет сформирован единый подход для промышленных предприятий по внедрению цифровых решений или модернизации производства для повышения эффективности работы производств и решения проблемных вопросов с применением цифровых проектов (решений).
Кстати, МИИР будет ответственен не только за реализацию, но и за методическое сопровождение оценки производительности труда. В частности, будет включена комплексная система развития производительности труда, в том числе адресная поддержка, возмещение затрат на повышение производительности, обучение и повышение кадрового потенциала, поддержка финансовыми ресурсами.
По части регулирования вопросов предоставления отчетности промышленными предприятиями для наполнения системы – здесь у авторов концепции есть вопросы к текущим условиям. «Действующую информационную систему не представляется возможным использовать в рамках государственного контроля и надзора и другой деятельности уполномоченного органа. При этом следует понимать, что наличие полноценных информационных инструментов является неотъемлемой частью эффективного государственного регулирования. По сути, отсутствует система мониторинга ключевых промышленных предприятий, а также проектов, получивших меры поддержки, не реализована в полной мере», – объясняют авторы. Также они отметили, что сегодня в стране отсутствует единая система мониторинга промышленности.
«Например, имеются сложности с мониторингом состояния такого важного индикатора, как «производительность труда», методология расчета которого требует совершенствования. Недостаточный охват мониторинга ключевых индикаторов промышленности со стороны уполномоченных государственных органов может приводить к ошибкам при принятии политических и управленческих решений», – резюмируют они.
До конца года планируется разработать унифицированный Закон «О промышленной политике». Ожидается, что он определит основные принципы, цели и задачи развития обрабатывающей промышленности.
Внимание к деталям
Год назад председатель ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» и депутат Мажилиса Парламента Казахстана Мейрам Пшембаев указывал на несогласованность многих законодательных актов, регулирующих развитие смежных отраслей экономики: угольной промышленности и электроэнергетики, логистики и транспорта. Тогда и начались разговоры о новой политике развития промышленности. По его словам, только закон о промышленной политике может собрать все меры господдержки и позволить сбалансировать их применение в различных отраслях экономики в стране.
Конечно, стоит отметить, что разговор о том, что модернизация или же трансформация казахстанской экономики невозможна без развития промышленного потенциала, повторяется из года в год. Подобные заявления декларировались и в госпрограммах, и в Посланиях, и в дорожных картах. В действительности экономика Казахстана еще никак не ощутила качественных позитивных изменений. Если новый закон о промышленной политике действительно будет эффективен, а не останется на бумаге, то у отечественной промышленности есть будущее. Главное, определить, кто будет отвечать за реализацию и функционирование закона.
Например, уже сейчас в этом контексте идут споры – создание Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» названо Министерством индустрии и инфраструктурного развития существенной проблемой для формирования промышленной политики. «Существенной проблемой в формировании и продвижении эффективной промышленной политики стало создание НПП, целью создания которой являлось формирование институциональной основы для роста и дальнейшего развития предпринимательства в Республике Казахстан. При этом одной из основных функций МИИР РК является индустриальное развитие. Фактически имеется некоторая конкуренция между НПП и МИИР по причине частичного совпадения целей их функционирования», – говорится в представленной МИИР концепции проекта закона «О промышленной политике».
Как пояснили в ведомстве, НПП взяло на себя часть функций МИИР по поддержке промышленности «и даже регулирования».«Например, индустриальные сертификаты и оказание мер нефинансовой поддержки. Сложилась ситуация, при которой НПП, отвечая за все предпринимательство республики, не может в полной мере обеспечить поддержку развития промышленных предприятий, а это, как правило, крупные субъекты предпринимательства. А МИИР при этом утратил часть своего потенциала, который был направлен на поддержку именно крупных промышленных предприятий», – пояснили разработчики.
По их мнению, ситуация усугубляется тем, что на сегодняшний день в Казахстане отсутствует единая государственная информационная система в промышленности, «которая позволяла бы в полной мере реализовывать уполномоченному органу свои функции, в том числе принимать управленческие решения». «Так компетенция по созданию и ведению информационной системы промышленности была передана в НПП. При этом до сих пор неясно, на каких условиях информация из указанной информсистемы будет предоставляться уполномоченному органу», – резюмируют авторы концепции.
Подобная ситуация говорит о том, что даже сейчас в Казахстане отсутствует единое представление о том, где и какие типы институтов развития должны быть задействованы для развития отечественной промышленности. Кроме того, открытым остается вопрос формирования нормативной правовой базы деятельности этих институтов – кто в итоге будет отвечать за, например, то, что закон не функционирует должным образом?
Алимхан Смагулов
журнал «Горно-металлургическая промышленность» № 9-10 2020