Социальное партнерство – важнейший элемент дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. Дуальная система позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс» в учебном процессе увязать теоретическую и практическую подготовку, а также учесть специфику производства корпорации «Казахмыс».
Контингент обучающихся формируется на основе плана приема учащихся в ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс». Прием и зачисление учащихся, желающих обучаться по образовательным программам в колледже, осуществляется на основании Правил приема в ЧУ ТКК, утвержденных учредителем.
Учащимся ЧУ «Технологический колледж», обучающимся на «4» и «5», начисляется и выплачивается стипендия за счет средств корпорации «Казахмыс», компенсация на проезд, выплаты на питание и одежду. Размер ежемесячной стипендии учащимся колледжа установлен решением председателя правления ТОО «Корпорация «Казахмыс» Огаем Э. В.
В 2012 г., согласно приказу Управления образования Карагандинской области, Технологический колледж объявлен экспериментальной площадкой по внедрению элементов дуального обучения корпорации «Казахмыс» по специальностям среднего профессионального образования: 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и 0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования».
В 2014 году список специальностей был расширен и в эксперимент включены специальности 0706000 «Открытая разработка» и 0711000 «Маркшейдерское дело».
В 2008 году частное учреждение «Технологический колледж корпорации «Казахмыс» создано решением правления ТОО «Корпорация «Казахмыс».
Учредителем колледжа является ТОО «Корпорация Казахмыс».
Обучение осуществляется на государственном и русском языках.
Обучение ведется по дневной и заочной формам обучения.
Социальное партнерство является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. Дуальная система позволяет фактически отразить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку с учетом специфики производства корпорации «Казахмыс» и ее технологических процессов.
Процесс освоения выбранной профессии осуществляется непрерывно, в том числе и на протяжении всего периода обучения на производственных площадках корпорации «Казахмыс».
Реализация дуального обучения осуществляется также и посредственном государственного участия, в лице Палаты предпринимателей и Управления образования по Карагандинской области.
С целью реализации дуального обучения и создания пакета нормативно-правовых документов, регулирующих организацию учебного процесса в условиях эксперимента, были заключены четырехсторонние договора между ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс», ТОО «Корпорация «Казахмыс», Палатой предпринимателей и Управлением образования по Карагандинской области.
Практика учащихся 2-го курса, не достигших 18-летнего возраста, проходит в слесарно-механической мастерской колледжа, оборудованной современными станками, аналогичными на заводе горно-шахтного оборудования и на учебном горном полигоне, оборудованным машинами, действующими на рудниках корпорации «Казахмыс».
Практика учащихся 3-х и 4-х курсов организована по дуальной системе. График учебного процесса и расписание занятий в колледже составлены таким образом, что еженедельно в течение учебного года теоретические занятия чередуются с производственными.
В качестве базы для проведения профессиональной практики учащихся колледжа определяются производственные подразделения корпорации, в которых применяются передовые технологии, современная техника и оборудование, автоматизированные системы оборудования и т. д. (табл.1). С выбранными предприятиями в качестве баз практик заключаются договора, в которых оговорены условия дуального обучения. Организация – база практики – проводит инструктаж по охране труда: вводный инструктаж на рабочем месте, создает необходимые условия для выполнения учащимися программы всех видов практик, после окончания практики выдает характеристику о работе каждого учащегося-практиканта, в случае необходимости обеспечивает студентов-практикантов спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются государственным общеобязательным стандартом ТиПО и образовательной программой соответствующей специальности.
На рабочем месте за учащимися закрепляются наставники из числа квалифицированных работников предприятия и руководителей подразделений. По окончании практики учащиеся сдают квалификационный экзамен на получение рабочей профессии. В состав квалификационной комиссии входят специалисты предприятии ТОО «Корпорации «Казахмыс».
Образовательный процесс в колледже осуществляется на основе внедрения современных педагогических технологий: информационной, модульно-блочной, личностно-ориентированной.
Большинство преподавателей внедрили информационную технологию, используя на занятиях следующие программные продукты: «Компас 3D V11», «Компас-электрик», AutoCAD 2010, позволяющие создавать чертежи деталей в 3D-проекции; программу Dialux, позволяющую производить расчет всех требуемых световых характеристик: яркости, всех видов освещенности, показателей блесткости, КЕО; Credo для камеральной обработки гоедезических измерений; маркшейдерскую компьютерную программу Surpac, позволяющую моделировать геологию и запасы, оценивать и планировать горные работы, контролировать качество руды.
Одним из решений проблемы методического и дидактического обеспечения учащихся является создание электронного комплекса обучения студента (ЭКОС), представляющего собой совокупность учебно-методического материала для обучающихся по изучаемым дисциплинам.
В ЭКОСе учащийся получает систематизированную в объеме учебного семестра и структурированную по учебным дисциплинам базу знаний, которая включает лекционные материалы, материалы к практическим и семинарским занятиям, материалы для самоконтроля, рубежного и итогового контроля знаний и другие учебно-методические материалы. Создание электронного комплекса обучения студента позволило активизировать самостоятельную деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, гибко подходить к объему, актуальности изучаемого материала, вносить в ЭКОС материалы по современному оборудованию, увеличить объем дополнительной информации.
Одним из основных компонентов деятельности, направленной на повышение качества образования, является активное вовлечение работадателей в обновление содержания и реализацию образовательных программ в системе дуального обучения. В связи с чем ведущие специалисты корпорации «Казахмыс» привлекаются к преподавательской деятельности в колледже: читают обзорные лекции по специальностям, проводят занятия по предметам узкой специализации, регулярно проводятся конференции и «круглые столы», на которых учащиеся получают информацию от руководящих работников о структуре производства, методах и приемах выполнения работ, организационных положениях, а также о задачах и перспективах развития предприятий.
На выпускном курсе, после окончания теоретического и практического обучения, учащиеся проходят выходной контроль знаний, который включает в себя:
- анализ знания основных требований раздела профессиональных стандартов ТОО «Корпорации «Казахмыс», направленных на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин;
- анализ результатов оценки и планирование мероприятий по устранению пробелов знаний по предметам;
- организацию занятий с привлечением преподавателей Центра подготовки и переподготовки кадров по анализу и разбору несчастных случаев, произошедших на предприятиях ТОО «Корпорации Казахмыс», по разбору ситуационных задач;
- проверку знаний учащихся выпускного курса по вопросам, используемым при аттестации инженерно-технических работников предприятий в разрезе по специальностям;
- прохождение процедуры определения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации (НОК);
- увеличение производственной составляющей рабочих программ по специальным предметам в части их специфики условий производства и стандартов предприятий.
По окончании колледжа выпускники при трудоустройстве на работу проходят входной контроль, который осуществляется прохождением онлайн-тестирования (процедура утвержденная корпорацией «Казахмыс») и собеседования с ведущими специалистами при приеме на работу.
По окончании колледжа все выпускники трудоустроены (табл. 2).
В 2017 году НАО «Холдинг «Кәсіпқор» для выявления лучших практик и проблемных секторов в деятельности организаций ТиПО впервые провел ранжирование колледжей республики. Холдингом была разработана методика и согласована с учебно-методическими объединениями организаций ТиПО и НПП РК «Атамекен». Сформированы анкеты для колледжей и работодателей, разработана онлайн-платформа для подсчета рейтинга колледжей.
В рейтинге колледжей участие тогда приняли 283 колледжа (221 государственных и 62 негосударственных). Оценка деятельности колледжей была проведена по пяти индикаторам: качество деятельности (25%), профессиональные кадры (15%), взаимодействие с бизнес-сообществом (35%), участие в проекте WorldSkills и других инновационных проектах (10%), контингент студентов (15%). На основе оценки деятельности организаций ТиПО по установленным показателям каждому колледжу присвоен рейтинг.
При расчете рейтинга использовались подтвержденные данные за 2016/2017 учебный год, представленные колледжами страны. Ранжирование проведено по территориальной расположенности (город, село) и направлениям подготовки (многопрофильные, технические, политехнические, сельскохозяйственные, гуманитарно-экономические, сервис и обслуживание, медицинские, искусство и культура, базовые, высшие).
Среди частных колледжей Республики Казахстан по итогам рейтинга ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс» занял второе почетное место (58,25 балла); среди технических колледжей – первое почетное место (58,25 балла).
Таблица 1. Базы практического обучения колледжа
Специальность | Квалификация | Базы практик |
0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования» | 0707193 «Электромеханик» | ТОО «Maker» Филиал «Энергоспецсервис», ТОО «Kazakhmys Distribution», ТОО «Kazakhmys Maintanans Services», ТОО «Казцентрналадка» |
0711000 «Маркшейдерское дело» | 0711033 «Техник-маркшейдер» | ТОО «Корпорация Казахмыс» маркшейдерский отдел ГПК |
0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» | 0705113 «Техник-технолог» | Шахтопроходческий трест им. Г. О. Омарова |
1013000 «Механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в промышленности» | 1013073 «Техник-механик» | ТОО «Корпорация Казахмыс», (Промышленный комплекс «Қазақмыс ІТ-Автоматика») |
0701000 «Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых» | 0701073 «Техник-геолог» | ТОО «Корпорация «Казахмыс» геологическая служба |
0706000 «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых » | 0706203 « Техник-технолог» | ТОО «Корпорация Казахмыс» СЖР |
Таблица 2. СВЕДЕНИЯ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСНИКОВ с 2014–2018 гг
Год выпуска | Количество выпусников | Трудоустроенные ТОО «Корпорация Казахмыс» | Самостоятельное трудоустройство | Отсрочка | Вуз (заочная форма) | Возмещение | Не трудоустроенные | ||
ВУЗ | ВС РК | декрет | |||||||
2014 | 123 | 110 | 4 | 3 | — | — | — | 3 | — |
2015 | 70 | 63 | 1 | 5 | — | — | 3 | 1 | — |
2016 | 100 | 98 | 1 | 1 | — | — | 5 | — | — |
2017 | 140 | 112 | — | 2 | 25 | 1 | 7 | — | — |
2018 | 41 | 37 | — | — | 4 | — | 4 | — | — |
ИТОГО | 474 | 420 | 5 | 11 | 29 | 1 | 19 | 4 | 0 |
ЖАДКЕЕВА А. Ж., замдиректора по учебной работе
ОСПАНОВА А. Т., руководитель Центра подготовки и переподготовки кадров
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №9 2019