На площадке НПП «Атамекен» состоялось заседание Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен».
В онлайн-формате конференции эксперты, представители Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (далее – АГМП) обсудили наиболее актуальные проблемы Экологического кодекса, вопросы целесообразности сохранения, расширения института частных перевозчиков на МЖС Казахстана. Особое внимание было уделено принятию ряда антикризисных мер по поддержке геологоразведочной отрасли.
В Казахстане готовятся принять новый Экологический кодекс. Правительство уже утвердило проект документа. Однако бизнес-сообщество подвергло его критике за ряд существенных недостатков. Так, ранее, отвечая на этот вопрос, Председатель комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности НПП «Атамекен» Николай Радостовец заявил, что этот проект Экологического кодекса опасен для экономики страны:
«Согласно проекту нового Экокодекса, государство постоянно будет увеличивать экологические платежи и штрафы, при этом не предоставляя промышленным предприятиям экономических стимулов для внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Если взять европейские стандарты, то стоимость внедрения наилучших доступных технологий в масштабах всего Казахстана измеряется даже не миллионами, а миллиардами долларов. Это огромные суммы для наших предприятий. Масштабная реализация дорогостоящих проектов по внедрению НДТ без господдержки скажется на росте себестоимости производимой промышленной продукции и снижении ее конкурентоспособности на мировых рынках. Это может привести к сокращению или даже остановке производств и, как результат, к массовым увольнениям», – конец цитаты.
Главными источниками доходов Казахстана по-прежнему остаются нефтегазовая и металлургические отрасли. Если эти сферы пострадают, то это сразу по цепочке скажется на бюджете страны, малом и среднем бизнесе и в конечном итоге на доходах населения.
«Сейчас, на данном этапе, сложно окончательно сказать, что проект готов, так как уже внесено 36 поправок. Поэтому они находится на доработке, а часть из них – на согласовании у Правительства. Но можно сказать, что уже есть понимание по 2–3 поправкам», – отметил заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов. Также он подчеркнул, что в результате встречи с представителями ОЮЛ «KAZENERGY» были обсуждены все вопросы и поправки в Кодекс, и достигнуты договоренности по дальнейшей их передаче в рабочие группы для обсуждения.
О целесообразности расширения института частных перевозчиков на МЖС в РК и оценки эффективности на АО «НК «КТЖ» и государство, рассказал участникам совещания эксперт и руководитель проектов в международной компании RolandBerger Полина Денисова.
Так, по ее мнению, для развития института частных перевозчиков в Республике Казахстан необходимо принять ряд мер:
в-первую очередь обеспечить свободный допуск на сеть частных грузовых перевозчиков;
во-вторых, гарантировать независимость органов, отвечающих за антимонопольное регулирование, недискриминационный доступ и защиту конкуренции и расследования случаев нарушений;
в-третьих, обеспечить организационное, финансовое и учетное разделение национального оператора инфраструктуры и национального перевозчика для обеспечения прозрачности затрат и создания препятствий субсидированию только одного вида деятельности за счет другого;
в-четвертых, внедрить План по демонополизации и тарифному руководству к либерализации тарифа на локомотивную тягу при достижении частными перевозчиками доли рынка минимум 30% от грузооборота на сети КТЖ.
Важно также доработать нормативно-правовую базу для обеспечения работы целевой схемы технологического взаимодействия частных перевозчиков с оператором инфраструктуры и обеспечить им возможность работы как на внутренних, так и на международных направлениях.
«Все это способствует созданию равных возможностей работы на всех направлениях для национальных и частных перевозчиков, защиты прав частных перевозчиков и реальному обеспечению конкурентной среды, а также невозможности возникновения привилегированного положения для национального перевозчика», – отметила в своем выступлении Полина Денисова.
Одним из существенных рисков для ГМК является предлагаемое в настоящий момент со стороны АО «НК «КТЖ» установление ценовых пределов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 2021–2025 годы. Об этом в ходе совещания рассказал заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов:
«Ценовые пределы – это новация принятого в 2019 года закона о естественных монополиях, согласно которому ценовыми пределами обозначаются максимальные и минимальные уровни тарифов в виде индексов повышающих или понижающих коэффициентов к тарифам на услуги МЖС».
Также Максим Кононов подчеркнул, что в рамках, утвержденных КРЭМ ценовых пределов, КТЖ вправе самостоятельно повышать или понижать тарифы на услуги МЖС в соответствии с правилами формирования тарифов. Этот документ на сегодняшний день утвержден. В этих правилах есть несколько критериев для применения понижающего или повышающего коэффициента.
Для повышающего коэффициента существует один критерий – это увеличение объемов в случае улучшения конъюнктуры рынка сбыта до 20% при том, что транспортная составляющая не должна превышать в цене груза 10%. Но по факту правила, которые на сегодняшний день утверждены, не предусматривают повышающий коэффициент, потому что там предельный коэффициент равняется единице.
В заявке КТЖ применяется немного другой подход, в частности, на период с 2021 по 2025 гг. предусмотрены коэффициенты от 0,89 (понижающий) до 1,47 (повышающий). Если такие заявки будут утверждены, то уже в 2021 году дополнительно может быть увеличение тарифов на МЖС порядка 45%.
Одновременно АО «НК «КТЖ» внесло в Правительство предложения по изменению законодательства по ценовым пределам, предусматривающие возможность повышения тарифов на услуги МЖС для всех экспортных и импортных перевозок грузов до уровня не менее 50% транзитного тарифа.
«Очевидно, что для отрасли это несет огромные риски. Это означает, что тарифы на экспортные и импортные перевозки могут увеличиться в 2–3 раза, что подорвет конкурентоспособность ГМК. Для системообразующих предприятий дополнительные затраты на ближайшие 5 лет могут составить около 600 млрд. тенге», – сообщил Максим Кононов.
В ходе совещания были также презентованы меры поддержки геологической отрасли РК, разработанные АГМП совместно с Ассоциацией производственных геологических организаций при участии госорганов и предприятий отрасли.
В качестве экономических стимулов предусматриваются возможности отнесения к НИОКР расходов по финансированию геологоразведочных работ, освобождение геологоразведки от НДС, поскольку, по сути, геологическое изучение недр на 70–80% выполняет научные задачи. Геологоразведочные работы являются изучением недр, а не недропользованием, отличаются высокими рисками, завершаясь обнаружением и оценкой ресурсов и запасов полезных ископаемых в виде научно-производственных отчетов, а их финансирование является инвестициями в недра и осуществляется в основном за счет государственного бюджета и на конечной стадии – на средства частных инвесторов.
По мнению депутата Мажилиса Парламента РК Г. Баймахановой, в результате зарегулированности процесса получения права недропользования, практически мало чем отличающегося от других видов твердых полезных ископаемых – меди, полиметаллов и пр., развивается хищническая добыча с превращением отдельных районов страны в безжизненное пространство. Кроме того, отсутствует цивилизованный рынок ОПИ из-за неравного доступа к недропользованию местного малого бизнеса и строителей дорог, обычно являющихся «варягами» и особо не беспокоящихся о том, что после них останется.
Развитие индустрии освоения большого количества месторождений ОПИ будет способствовать повышению самодостаточности экономики.
АГМП совместно с ОЮЛ «Ассоциация производственных геологических организаций РК» для стимулирования развития геологической отрасли считает необходимым принятие следующих мер:
– освобождение геологоразведки от НДС;
– актуализация норм времени и расценок по объектам ГГИН;
– предоставление преференций для обновления оборудования;
– уменьшение цены на дизельное топливо для геологоразведочных компаний и др.
В завершение все участники онлайн-встречи выразили надежду на то, что все их предложения будут учтены и реализованы в ближайшем будущем.
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №9-10 2020