Подписаться
       
  Подписной индекс в каталоге АО "Казпочта" - 74112  
Рус|Eng
 
 
Новый Кодекс о недрах отражает стремление Казахстана привести контроль за горной промышленностью в соответствие с международным передовым опытом. Страна сделала заметный шаг вперед, укрепив гарантии прав недропользователей. Нормативно-правовая среда Казахстана приблизится к стандартам, действующим во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития.
Об этом заявили эксперты ОЭСР во время презентации отчета по первой фазе проекта «Реформирование горной промышленности в Казахстане: инвестиции, устойчивое развитие, конкурентоспособность».
Летом этого года в силу вступит новый Кодекс РК «О недрах и недропользовании», который вводит существенные изменения в горнодобывающий сектор страны. Его принятие стало возможным благодаря коллективной работе международных экспертов, специалистов госорганов и бизнес-сообщества, отметила заместитель директора департамента недропользования МИР РК Данагуль Адамышина.
– Мы своевременно получили очень важные для нас рекомендации от экспертов ОЭСР. Принятие Кодекса о недрах и недропользовании – большой прорыв в развитии горнодобывающего сектора Казахстана. Это было нелегко. Проведение реформ – всегда сложная задача, – признала она.
Он даст свои плоды
Глава подразделения ОЭСР по работе со странами Евразии Уильям Томпсон напомнил, что, начиная с января 2015 года, ОЭСР в сотрудничестве с Правительством Казахстана работает над повышением конкурентоспособности ГМК республики. Он отметил высокий энтузиазм, с которым страна проводит реформы, и поблагодарил экспертов стран – участниц ОЭСР за оказываемую Казахстану поддержку.
С 2014 года необходимость реформирования горной отрасли Казахстана стала более очевидной. Правительство республики признало диверсификацию экономики и повышение конкурентоспособности горнодобывающего сектора своими первоочередными задачами. Страна нацелилась повысить интенсивность геологоразведки, оптимизировать процедурные формальности, активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций, модернизировать технологии и совершенствовать охрану окружающей среды. И это далеко не все принимаемые Правительством меры для обеспечения устойчивого роста сектора в будущем.
По словам Уильяма Томпсона, принятие Горного кодекса – лишь этап в дальнейшем процессе реформирования ГМК.
– Да, важный, но недостаточный для того, чтобы получить те результаты, которых ожидаем. Время отдыхать еще не пришло. Не нужно думать, что с принятием кодекса инвестиции потекут рекой, – подчеркнул он.
Несмотря на сохраняющиеся недостатки, новый кодекс был в целом положительно встречен международной общественностью. Он представляет «важный шаг вперед во многих аспектах и при условии грамотной реализации способен укрепить доверие инвесторов».
По содержанию документ похож на кодекс Западной Австралии. В нем немало положительных нововведений. К примеру, положения, упрощающие процедуру выдачи разрешений. Вводится порядок предоставления права недропользования по принципу «первой заявки».
Кодекс обязывает власти предоставлять свободный доступ к геологической информации. Регламентирует порядок ответа на поступившие заявки. Сохраняется преимущественное право государства (по аналогии с Чили или Британской Колумбией в Канаде).
Владельцам лицензии на разведку гарантируется последующее получение лицензии на разработку разведанного участка недр. Владельцам лицензий на добычу гарантировано исключительное право на использование недр для проведения горных работ, а также право на использование и переработку хвостов.
Сколько еще нужно сделать
Но этих изменений недостаточно: управление рисками должно быть включено в процесс настолько, насколько это возможно, считает аналитик подразделения ОЭСР по работе со странами Евразии Марианне Аалто. В частности, согласно новому кодексу, к заявке на предоставление права на недропользование необходимо приложить подробное описание планов, указать методы и сроки разведки и разработки месторождения, а также ликвидации последствий. Любые изменения, вносимые позже в план разведки и план горных работ, недропользователь обязан согласовывать с властями. По мнению Марианне Аалто, требования к отчетности могут быть гибче. В мировой практике чаще применяется подход, основанный на оценке рисков.
Было бы неплохо также создать электронную базу действующих, закрытых и заброшенных объектов добычи, чтобы иметь надежный источник архивных данных о проведении горных работ в стране, следить за работой шахт и рудников с момента их открытия вплоть до самого закрытия. В новом кодексе подобный инструмент отсутствует.
Осталась неурегулированной процедура ликвидации последствий недропользования. Кодекс не предполагает создание ликвидационного фонда. Исполнение обязательств по ликвидации может обеспечиваться залогом или гарантией. Однако они зачастую не полностью покрывают общую стоимость вывода шахты (рудника) из эксплуатации, и тогда недропользователь должен внести недостающую сумму. Такой механизм финансирования расходов на закрытие объектов добычи создает риски как для экологии и экономики, так для общества и самих компаний.
Кодекс не решает и проблему финансирования ликвидационных работ на ранее заброшенных участках добычи... (полную версию материала читайте в журнале "Горно-металлургическая промышленность" №3-2018)
 
Свежий номер
№3(март 2018)



Программы
развития
Каталог
предприятий

Поиск по сайту

Введите ключевое слово:
Например: Горно-металлургическая промышленность

Наши партнёры

Министерство индустрии и новых технологий
Таукен самрук
АГМП


Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player



Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player



 
 
Журнал Горно-Металлургическая Промышленность
При использовании материалов сайта
ссылка на источник обязательна